Времена года

Талантливый живописец Руслан Львович Лавриненко, родился в 1928 году на станции Маньгоу (Китай). С 1946 по 1951 год занимался в Саратовском художественном училище на живописно-педагогическом отделении. В числе его учителей были И.В. Севастьянов Н.А. Архангельский, И.Н. Щеглов, В.Ф. Гуров, А. И. Бородин, Б.В. Миловидов и В.К. Данилов. С 1951 по 1953 годы работал в художественно-производственных мастерских Саратовского товарищества «Художник». С 1953 по 1957 год он жил в Саранске, работал в Мордовском книжном издательстве. С 1958 года работает в Саратове. В 1960-1978 Лавриненко преподавал в родном училище и вёл студию самодеятельных художников в областном Доме народного творчества.
Он участвовал на групповых, областных, зональных и республиканских и между-народных выставках. Его персональные экспозиции, начиная с 1978 года с завидным постоянством проходили на разных площадках в Саратове, Балаково, Вольске. Член Союза художников России с 1970, Заслуженный художник Российской федерации с 2001. Лауреат конкурса «Золотая палитра» (2000), удостоен правительственных наград. Живописные полотна Р.Л Лавриненко представлены в Радищевском музее в Саратове, в Мордовской картинной галерее в Саранске, в Энгельсском краеведческом музее, в Вольском краеведческом музее, в Картинной галерее имени К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске, в галереях и частных собраниях России, Японии, Китая, Израиля, США, Германии, Югославии, Швеции, Украины.
Руслан Лавриненко – один из старейших живописцев Саратова, продолжающий активную творческую и общественную работу. Его судьба сложилась относительно благополучно, несмотря на сложные жизненные обстоятельства ранней поры. Сын репрессированного репатрианта из Харбина с ранней поры ощутил характер тоталитарного режима. Выходец из культурной семьи, он сохранил интерес к истории, любовь к литературе, театру, к музыке, заметно выделяясь интеллигентностью среди саратовских коллег.
Его самоопределение как пейзажиста проявилось ещё в годы учёбы. Это не значит, что он никогда не писал портретов, натюрмортов или пейзажно-жанровых композиций. Случалось и такое, но всегда у него заметно преобладал именно пейзаж. Этот жанр в наибольшей мере отвечал характеру мировосприятия живописца, который стоял особняком от группы характерных саратовских пейзажистов. Он не изменял природе своего дарования, избегая торопливого «выплеска» недостаточно проработанных эмоций, экспрессивной заострённости формы, демонстративной выразительности «мазистой» фактуры.
Лавриненко вроде не заботился о самовыражении: это случалось как бы само со-бой. Колорит его полотен строится на тонких тонально-цветовых отношениях; всегда уга-дан и выражен пластический мотив пейзажа с точной передачей его пространственных ритмов; внутреннее равновесие и убедительная завершённость образа достигается тщательной выверенностью композиции.
Его пейзажи оставляют впечатление не только глубоко прочувствованных, но и тщательно обдуманных: творческую интуицию корректирует сосредоточенное размышление. Мастер всегда точен в живописном воссоздании реалий конкретного ландшафта. Но в не выдуманных его пейзажах не столько изобразительно-информативный подход, сколько лирико-философский: они дают выношенное и продуманное представление о саратовских, тверских или северных мотивах.
Настоящая Выставка Руслана Лавриненко состоит в основном из его картин и этюдов последних лет. Но давняя его картина «Апрельский день», написанная в 1980-м году не слишком выбивается в ряду полотен, созданных тридцать лет спустя. Заметны лишь отличия продиктованные характером разных мотивов, а творческий метод давно сформировавшегося живописца остаётся неизменным. Естественно, что сочная зелень на берегах Сухоны иная чем на волжских берегах, а окрестности Хвалынска отличаются колоритом от Великого Устюга. Но общий подход к решению пейзажной задачи всё тот же.
Приверженность выработанной стилистике художник сохраняет на протяжении десятилетий. В чём секрет подобной устойчивости? Вероятно в полнейшем соответствии такой стилистики характеру чувствований и представлений мастера, в особенностях его дарования. Некоторая линейность его манеры коренится в самом методе построения пейзажного образа: чёткость очертаний, выявленность форм говорит о важности для него изобразительного начала, наглядной передачи конкретных деталей. И всё же именно цвет создаёт в одних пейзажах ощущение свежести и простора, в других – мелодию пасмурно-го дня. Сдержанная выразительность колорита помогает задуматься о потаённой жизни природы, почувствовать «душу» пейзажа.
На этой естественной соотнесённости объективно наблюдаемого и субъективно переживаемого основана добротная традиционность его искусства. В гармоническом равновесии линейного и цветового начал сказывается зрелость художественного вкуса мастера, продуманная завершённость буквально каждого полотна Лавриненко. Образная убедительность самых различных его пейзажей делает их доступными для восприятия как достаточно искушённого, так и случайного зрителя.

Водонос Е.И.
Заслуженный деятель искусств РФ

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

^